Испокон веков одну из важнейших ниш в развитии человеческого общества занимает музыка. Она встречает рассвет и закат не одной эпохи, сопровождает рождение и смерть, является неотъемлемым светским и духовным атрибутом.
Музыка – одно из самых неоднозначных явлений, сопровождающихся верой в ее созидательные, разрушительные, а также ритуально-мистические свойства. Но сколько бы ни насчитывалось шедевров музыкального искусства, одним из самых таинственных была и остается «Дьявольская трель» Тартини.
«Дьявольская трель», также известная как «Соната Дьявола» или «Соната для скрипки Дж. Тартини» – произведение именитого итальянского скрипача и композитора XVIII века Джузеппе Тартини. Оно заслужено признано сложнейшим в техническом исполнении, что породило слух о том, что Тартини использовал для игры 6 пальцев.
Что же толкнуло композитора, скрывавшегося от преследований кардинала в миноритском монастыре в Ассизи, на создание шедевра, считающегося священнослужителями запрещенным Богом для исполнения в Раю? И кто на самом деле является автором «Дьявольской трели»? Ответ на этот вопрос был опубликован лишь спустя 30 лет после смерти скрипача.
Незадолго до своей смерти Джузеппе Тартини беседовал со своим другом – французским ученым-астрономом Джеромом Лаванде, которому, в порыве откровения, раскрыл тайну создания своего самого известного произведения:
– Я видел сон. Ко мне явился Дьявол и предложил сделку – моя душа в обмен на несравненное мастерство владения смычком. Я согласился. После, я дал ему в руки скрипку и услышал невероятной красоты музыку, восхищающую своим великолепием и мастерством исполнения. В изумлении я проснулся и попытался повторить сонату, но у меня не получилось воспроизвести ее даже приближенной к оригиналу.
Долгие годы Тартини переписывал и совершенствовал услышанную им во сне музыку и, наконец, ему удалось переложить ее на ноты так, чтобы она звучала пусть не идеально, но максимально подобно дьявольскому исполнению.
До сих пор никому не удалось повторить «Дьявольскую трель» так, как исполнял ее сам Тартини. Поля нотных записей композитора испещрены зашифрованными стихами антицерковного содержания.
Будто в насмешку над Святой Троицей, соната состоит из 3-х частей вместо привычных 4-х или 5-ти. Является ли это доказательством ее мистического происхождения или же тайна, окутавшая «Дьявольскую трель» – не более чем пыль, пущенная в глаза любителям непознанного и мистического – каждый решает по-своему.